Андрей Болотин: «Я мог бы стать великим математиком…»

Первый солист балета Большого театра, представитель молодого поколения труппы Андрей Болотин хорошо известен московской публике. Его герои, полные юношеского задора, жажды жизни, всегда несут в зрительный зал положительную энергетику. Беседа корреспондента сайта balletrf.ru с артистом превратилась в своеобразный монолог танцовщика о…. о совершенно различных вещах. Например…

…о том, как пришел в балет.

"У меня выбора не было: мои родители танцевали в Большом театре. Да, честно говоря, даже они не хотели отдавать меня в балет. Это было какое-то сиюминутное желание отвести меня в хореографическое училище! Папа возьми и отправь меня провериться на «подготовишки» (подготовительное отделение – прим.ред.) в Московское хореографическое училище. Меня приняли. Так вот я и попал в балет.

Сам я мало что тогда понимал. Кем я хочу быть? Просто плыл по течению. И даже в первые годы обучения я, наверно, не очень хотел танцевать, не очень мне все это нравилось. Но как-то в процессе я вдруг почувствовал, что у меня что-то может получиться. Тогда, конечно, проснулся интерес к балету. Появилось желание добиваться успехов.

…о годах учебы.

За время обучения у меня сменилось шесть педагогов по классике, это довольно много. От каждого я старался взять самое лучшее. Особенно хочется выделить Нинель Михайловну Попову, которая преподавала у нас в младших классах. Она нам дала базу, основу классического танца. И главное, - она воспитала в нас характер, необходимый для достижения поставленных целей. Также хочется отметить Алексея Алексеевича Лазарева. Он был, наверно, первый, кто обратил на меня внимание, увидел мою перспективность. Он выпустил меня на концерте во время производственной практики в вариации из па де труа балета «Лебединое озеро». Потом говорили, что я выступил относительно неплохо для своего уровня. И, конечно, особое место в моей балетной жизни занимает Петр Антонович Пестов, у которого я выпускался. К сожалению, довольно поздно я к нему попал… В его классе проучился всего полтора года. Но благодарю судьбу и за это. Ведь Петр Антонович - признанный мастер в воспитании балетных танцовщиков. Только у него мы могли научиться чистоте и дисциплине классического танца.

Конечно, десять лет, проведенные в училище (плюс два года в подготовительном классе) для меня не просто годы балетной подготовки, это часть жизни. Сейчас кажется, что это просто половина жизни. Все, что связано с детством, с периодом взросления, познания мира связано и с училищем. Памятные истории, друзья, радость побед и разочарования.

Сейчас мне кажется, что я мог бы стать великим математиком… Я по природе математик, чувствую, что я конструктор (во мне есть рационализаторские способности). Мне очень нравилась математика, по этому предмету у меня всегда был «автомат». А сейчас я даже понять не могу, что написано в собственных тетрадках…

…о сокурсниках.

Неоднократно мы пытались устроить встречи выпускников, но как-то не сложилось. Однажды собралось пять человек - и на этом все. В конце концов, все мы люди разные. Изменился круг общения, интересы, это неизбежно. Все разбрелись по разным театрам, некоторые, как и я, попали в Большой. В выпускном классе моими партнершами были: Мария Александрова и Нина Капцова. Они уже стали всемирно известными балеринами.

…о любимых партиях.

Каждая партия мне по-своему дорога. Например, очень люблю балет «Сильфида» за прекрасную романтическую музыку Х.Левеншелля и в нем партию Джеймса. Балет легкий, воздушный, при этом он насыщен шотландским колоритом. Этот балет не может оставить равнодушным ни одного человека.

«Тщетная предосторожность» вызывает много интересных воспоминаний. Экстремальная ситуация произошла с премьерой этого балета, когда я вынужден был танцевать все три спектакля подряд: Сергей Филин должен был танцевать премьеру, но прямо в день премьеры получил травму. Для меня это была не просто неожиданная замена, - это была моя первая ведущая партия в балете! Моей партнершей должна была стать Анастасия Горячева, но так сложилось, что она тоже получила травму, из-за которой не смогла выступить. Поэтому буквально за несколько часов до премьерного спектакля мы репетировали с Ниной Капцовой – это была двухчасовая утренняя репетиция, когда мы еще не знали, что вечером танцуем. Об этом мне сказали только в пять часов, когда я ехал в машине посмотреть спектакль просто как зритель! Для меня это было интересным приключением. Наверно, такой шанс дается человеку только раз в жизни.

Быть может, в какой-то степени благодаря этому случаю я достиг того положения, которое сейчас занимаю в театре. У меня в репертуаре четыре ведущих партии. Не знаю, существует ли предел, которой я хотел бы достигнуть. Могу сказать, что партию Принца в балете «Щелкунчик» всегда мечтал станцевать, а о партии Базиля в «Дон Кихоте» даже и думать не смел! Надеюсь исполнять эту партию еще не раз, находить новые краски, дополнять и «обживать» своего героя. Благо спектакль игровой, позволяет артисту проявлять себя каждый раз по-новому.

Я нескромно считаю, что лучшая моя партия, мой «конек» на сегодняшний день, - это Голубая птица из балета «Спящая красавица». Этот номер построен на прыжковой технике, а прыжок, слава богу, природа мне дала. Это, кстати, была моя первая серьезная «афишная» партия. И то, что мне доверили ее исполнить в довольно юном возрасте (примерно на третьем году работы), я считаю большой честью.

…о работе над партиями.

Необходимо как следует вникнуть в исполнение предстоящей роли. Узнать как можно больше информации о том, как танцевали, как трактовали эту партию до меня. Это не значит, что надо кого-то копировать. Не может быть двух одинаковых Базилей или Альбертов. Но, посмотрев записи других исполнителей или почитав литературу, можно раскрыть всю глубину роли и через это искать себя в ней.

Мне повезло, что мои родители могут всегда профессионально мне помочь. Сейчас, в основном, акцентируют внимание на технике исполнения, и от этого балет становится похож на спорт. Мои родители помнят великих мастеров танца прежних лет. Они помогаю мне понять, как донести до зрителя искусство танца. Этот процесс состоит из мельчайших, неуловимых нюансов. Даже положение пальца может выразить чувства!

…о балете сегодня.

Сам я воспитан на классических традициях, на драмбалетах советской эпохи. Тогда сюжетная линия спектакля, эмоции, духовность превалировала над техникой. Сегодня технический уровень мастерства артистов возрос неимоверно. Это замечательно, но не надо забывать о том, чем Русский балет всегда отличался от западного. Простой зритель может не понять всей сложности исполнения того или иного трюка, а если при этом он не поймет еще и то, что хотел передать своим танцем артист…? Для меня это самое страшное..

Во все времена так или иначе возникали новые веяния, всегда искусство экспериментировало, всегда появлялись новые художники, которых поначалу не принимали. Потом со временем либо их творчество благополучно забывалось, становилось проходящим этапом в истории, либо их ждала слава и признание многих поколений.

В Большом театре всегда предпочтение отдавалось классическому репертуару, зритель всегда мог увидеть классическую постановку «Лебединого озера», «Жизели» и т.д.

Существует такое выражение, что надо прийти в Большой хоть раз в жизни, чтобы увидеть люстру этого театра. Если буквально воспринимать это, то люстра Большого действительно производит грандиозное впечатление. На нее сразу обращают внимание, заходя в зал. Фигурально я бы назвал люстру «центром» театра, его традицией, его классическим наследием. Посмотреть на люстру в моем понимании - значит хоть раз насладиться настоящим искусством «большого балета». Хотелось бы, чтобы после реконструкции театра это ощущение не пропало.

…о досуге.

Я, конечно, не представляю свою жизнь без компьютера. Мое общение с компьютером носит развлекательный характер: игры помогают развеяться. Первым делом, приходя с работы, я действительно включаю компьютер и лезу в Интернет, чтобы найти там что-то новое для себя. А вот на кухню идет моя будущая жена и думает, что бы мне поесть!

…о еде.

Существует такое абстрактное понятие, как «еда мужская»: не требующая красоты, полезности, витаминчиков. Я бы хотел, чтобы в магазине, как кто-то сказал, продавалась «еда мужская, десять килограмм на неделю». Просто это рационально. Нет, на самом деле артисту балета надо очень правильно питаться, это очень важно. Например, раньше считалось, что перед спектаклем надо съесть большой кусок мяса, для «сил». На самом деле, это неверно. Я предпочитаю съесть тарелку макарон. Еще я экспериментировал со спортивными пищевыми добавками. И теперь знаю, какие из них мне наиболее подходят и помогают держать мышцы в хорошей форме.

…о гитаре.

Ну, на гитаре я поигрываю... Правда только то, чему я научился в училище. Вот еще воспоминание детства: как мы все ребята собирались в раздевалке и учились играть на гитаре. В три гитары даже бренчали всякие песни. Пели мы, конечно, ужасно, я до сих пор пытаюсь не петь при людях.

…об автомобилях.

Конечно, я очень люблю машины, особенно праворульные Toyota. Я кое-что в них понимаю, могу многое починить. Мое самое большое достижение - это как я зимой в 10-градусный мороз решил поменял ремень ГРМ на японской машине. А на ней, если кто не знает, это сделать достаточно сложно. Меня все отговаривали, боялись, что я запорю двигатель, но она завелась с пол оборота. Хотя специальных инструментов у меня не было, и я пользовался только подручным материалом. Там надо было полдвигателя разобрать.

…о рыбалке.

Да, я очень любил рыбачить и в этом мне сопутствовала удача (всегда умудрялся поймать больше всех). Мы с папой раньше часто ходили на рыбалку, особенно зимой. Но сейчас я переменил свои взгляды - я не люблю рыбалку, потому что рыбу жалко...

…об отпуске.

Я думаю, из-за того, что артистическая жизнь предполагает большое количество гастролей и всяческих переездов, в отпуске хочется побыть в тишине, никуда особо не рваться. Дача - мое любимое место отдыха, там можно забыть о городской суете, а главное, - там есть мой любимый мопед! Это некий отголосок детства - в детстве не докатался! Промчаться по лесной тропинке на мопеде - ни с чем не сравнимое удовольствие!

…о гастролях.

На самом деле я объехал почти целый свет, побывал во многих странах. Германия, Швеция, Словения, Румыния, США, Мексика, Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Испания, Бразилия, Япония, Южная Корея, Китай, ЮАР, Филиппины и даже такая страна, как Бангладеш! Единственное, о чем я жалею, так это о том, что во Франции не был. Хотя, когда я был в Германии и там была возможность буквально полчаса проехать на автобусе через нейтральную лесополосу, мы проехали на территорию Францию, там погуляли и вернулись обратно. Но хотелось бы увидеть Париж...

Больше всего мне нравится Япония. Я был там уже более десяти раз, часто туда езжу. Мне вообще импонирует японская культура.

Также в последнее время стал часто посещать Южную Корею с моей партнершей Бэ Джу Юн. Она родом из Южной Кореи, тоже работает в Большом театре, столько же, сколько и я. Мы с ней несколько раз выступали у нее на родине, в KNBT, и в других театрах.

Я гастролирую не только с труппой Большого, бывают и частные гастроли. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы. Выезжая с Большим театром, ты чувствуешь, что ты выступаешь как артист лучшего театра России, делаешь все, чтобы не опозорить свою страну. В то же время в гастролях частных, не связанных с Большим, представляется больше некой свободы. Хотя обычно там подбирается небольшая группа, в основном из друзей, это, конечно, замечательно. Тогда ты работаешь, не замечая усталости, получаешь массу новых впечатлений.

Но, где бы я ни был, к концу второй недели гастролей всегда неудержимо тянет на родину. Не очень представляю, как бы я смог жить где-либо за границей…

…о публике.

Я, наверно, не могу сказать, в какой стране мне больше всего понравился прием публики. Но для меня есть два типа удовольствия от реакции публики: первый - когда сидят в зале профессионалы, балетоманы, и ты станцевал действительно хорошо, и они это знают и аплодируют тебе за твои успехи. Они видят каждую мелочь, каждый нюанс твоего танца и оценивают это. С другой стороны, очень приятно выступать перед публикой, не искушенной в балете, которая реагирует просто более эмоционально. Такой зритель может не видеть каких-то технических моментов, но он оценивает танец в целом. Если это действительно захватывает публику, она очень бурно реагирует, и это очень приятно. Восторг кажется очень настоящим, человечным, и видно, что это очень искренне. В такие моменты ты понимаешь, что не зря занимаешься своим делом.

…о дружбе.

Дружба - понятие очень сложное. Мы часто называем друзьями людей, с которыми мы просто общаемся. А настоящий друг - это тот, которому ты можешь полностью открыться. Но у меня лично такие друзья в основном с детства, с ними я вместе шел, учился. Конечно, есть люди, с которыми я познакомился позже и увидел в них что-то общее с собой. Главное в общении - мировосприятие, понятие справедливости, оно разное у всех людей. Интересно, что с некоторыми друзьями мы очень разные люди, но мы дороги и важны друг другу, мы можем друг друга дополнять".

27 ноября 2006г.
Специально для Арт-проекта RuFil

 

Список ролей Андрея Болотина:

1996

стражники ("Чиполлино" К.Хачатуряна, хореография Г. Майорова)

1997

па де сис ("Укрощение строптивой" на музыку Д. Скарлатти в обработке К.-Х. Штольце, хореография Дж. Крэнко) па д'аксьон ("Жизель" А.Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М.Петипа в редакции В.Васильева) - в числе первых исполнителей

1998

друзья Принца ("Лебединое озеро" П.Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю.Григоровича) Испанская кукла ("Щелкунчик" П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)

1999

Голубая птица ("Спящая красавица" П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) Коралл ("Конек-Горбунок" Р. Щедрина в постановке Н. Андросова) - первый исполнитель "две пары" в I части ("Симфония до мажор" на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина) - был в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре

2000

первая вариация в па д'аксьон ("Дочь фараона" Ц. Пуни в постановке П.Лакотта по М. Петипа)

2001

танец с барабаном ("Баядерка" Л.Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) два офицера ("Анюта" на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева)

2002

Колен ("Тщетная предосторожность" Л. Герольда в постановке Ф. Аштона) - первый исполнитель в Большом театре; друзья Ферхада ("Легенда о любви" А. Меликова в постановке Ю. Григоровича)

2003

вставное па де де ("Жизель" А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю.Григоровича) Тракторист ("Светлый ручей" Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) Джеймс ("Сильфида" Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен) Золотой божок ("Баядерка") Китайская кукла ("Щелкунчик") мужская вариация ("Раймонда" А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

2004

Тарантелла (на музыку Л. М.Готтшалька, хореография Дж. Баланчина) солист I части ("Симфония до мажор") "три солиста" ("Магриттомания" Ю. Красавина в постановке Ю. Посохова) пастухи ("Спартак" А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича) солист ("Пасскалья" на музыку А. фон Веберна, хореография Р.Пети)

2005

Техник-наладчик("Болт" Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) Судьба ("Предзнаменования" на музыку П. Чайковского, хореография Л.Мясина) Базиль ("Дон Кихот" Л. Минкуса, хореография А. Горского, М. Петипа в ред. А. Фадеечева) солист ("Игра в карты" И.Стравинского в постановке А. Ратманского) - был в числе первых исполнителей этого балета; Щелкунчик-принц ("Щелкунчик" П.Чайковского в постановке Ю.Григоровича)

В 2003 г. участвовал в гала-концерте солистов Большого театра и Королевского балета Ковент-Гарден на сцене Большого театра. Исполнил па де де из балета "Тщетная предосторожность" Л. Герольда в постановке Ф. Аштона, партнерша - Мияко Йошида.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments