Создание сайта: Web-cтудия "ComBF"
113 лет со дня премьеры балета "Шопениана"
113 лет назад, 10 февраля на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета Михаила Фокина на музыку Фредерика Шопена – «Шопениана». Хореограф хотел поставить балет, который будет отличаться от других. Если верить словам Юрия Слонимского, «Сильфида» и «Шопениана», это по сути раскрытая на сцене одна и та же идея, но один спектакль являлся началом этой идеи, а другой - окончанием. «Шопениана» возрождала романтизм Тальониевской «Сильфиды», наполненный мистицизмом и призрачной воздушностью, но в своем особом выражении, со стороны хореографии начала XX века. Сюжет в спектакле отсутствует, и, благодаря этому, Михаил Фокин сумел раскрыть принципиально новую сторону хореографического искусства, где при отсутствии всякого сюжета, танец гармонично взаимодействует с музыкой, являя собой полноценное театральное действие.
«В 1906 году, готовя постановку первого варианта «Шопенианы», исполнявшейся под оркестрованную Глазуновым музыку Шопена, я подготовил для Павловой и своего товарища по балетной школе Обухова вальс cis-moll, специально по нашей просьбе оркестрованный Глазуновым в дополнение к сюите, — вспоминал Фокин. — Сильфида — крылатая надежда — влетает в освещенный лунным светом романтический сад. Ее преследует юноша. Это был танец в стиле Тальони, в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать свой стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического. В этом танце не было ни одного пируэта, ни одного трюка. Но как поэтичен, как прелестен и увлекателен был этот дуэт в воздухе! Публика была очарована, и я вместе с ней. Павлова произвела на меня такое сильное впечатление, что я задумался над тем, не поставить ли целый балет в том же стиле. И вот ко дню следующего бенефиса я подготовил для Павловой балет «Сильфиды». Если бы она так чудесно, так восхитительно не исполнила тогда вальс Шопена, я бы никогда не создал этого балета... В своем «Reverie Romantiqe», как я назвал свою новую «Шопениану», я старался не удивить новизной, а вернуть условный балетный танец к моменту его высочайшего развития. Так ли танцевали наши балетные предки, я не знаю. И никто не знает. Но в мечтах моих они танцевали именно так», - писал Михаил Фокин.
Поделитесь новостью с друзьями:
Система комментирования SigComments