Барышня – Служанка

Балет в одном действии.

Автор либретто и балетмейстер М. Петипа.

Первое представление: Петербург, Эрмитажный театр, 17 января 1900 г.

Действующие лица

Графиня Люсинда. Изабелла, ее дочь. Маринетта, субретка.

Дамис, жених Изабеллы. Гости графини. Друзья Изабеллы.

Комедианты и крестьяне.

Тенистый парк. Мраморная лестница ведет в замок графини Люсинды. Собравшиеся гости — девушки и юноши — напоминают живописные группы на картинах Ватто. Графиня Люсинда пригласила целое общество, чтобы представить всем жениха своей дочери, которого сама Изабелла еще не видела. Его ждут сегодня.

В ожидании приезда жениха гости пьют шоколад на свежем воздухе. Изабелла под аккомпанемент лютни танцует гавот и мюзет с одним из графов. После гавота гости танцуют сарабанду и фарандолу.

Кочующая группа театра марионеток просит разрешения показать представление гостям графини. На зеленой лужайке марионетки исполняют целую сценку. Они очень забавны. Актерам весело аплодируют. Получив деньги за выступление, комедианты уходят.

Субретка Маринетта приносит известие о прибытии Дамиса — жениха Изабеллы. Изабелла решает испытать его. Ведь она богата, а он нет. Изабелла переоденется в костюм субретки, а Маринетта — в ее платье.

Графине не нравится эта затея. Но в конце концов она соглашается исполнить прихоть дочери. Ее согласие встречено присутствующими с шумным одобрением. Нельзя терять ни минуты. Графиня, Изабелла и Маринетта поспешно уходят, чтобы приготовиться к встрече жениха.

На некоторое время парк опустел. Вскоре в глубине его появляется молодой красивый Дамис. Он смотрит по сторонам, ища скрытый в зелени замок. Его лакей указывает Дамису на вход. В это время в саду появляется Изабелла в костюме субретки. Заметив ее, Дамис осведомляется, дома ли графиня и ее дочь и можно ли их видеть. Переодетая Изабелла с грациозным поклоном отвечает на все предложенные ей вопросы. Дамис находит ее очаровательной. Как бы он хотел, чтобы его невеста походила на Маринетту! Он расспрашивает субретку о ее госпоже. Дамис хочет побыть с мнимой Маринеттой наедине. Он отсылает своего лакея и просит субретку показать, как танцует ее барышня. Стараясь подражать госпоже, субретка танцует вариацию. Дамис в восторге от танца и хочет поцеловать плясунью. В это время с лестницы спускается графиня с мнимой дочерью, со провождаемая дамами и кавалерами. Дамис почтительно приветствует свою невесту и невольно переводит взор на «Маринетту». Он разочарован.

Портрет «Изабеллы», который нарисовала ему «Маринетта», так не похож на то, что он увидел сейчас! Окружающие украдкой улыбаются. Слуги приносят прохладительные напитки. Все удаляются в глубь парка и дают возможность жениху и невесте остаться наедине.

Но чем ближе Дамис знакомится со своей будущей супругой, тем больше разочаровывается в ней. Возвратившиеся гости предлагают исполнить большой вальс. Танцует и переодетая Изабелла, показывая свою грацию и музыкальность, тогда как мнимая невеста никак не может попасть в такт. Однако Дамису приходится с ней танцевать. Он в отчаянии и хочет отказаться от брака, но графиня предлагает ему войти в замок. Оставшиеся в парке гости с нетерпением ожидают развязки.

Наконец Дамис выходит из парка в сопровождении настоящей субретки в маске. Он признается ей в любви и говорит о том, что никогда не женится на Изабелле.

Немного поразмыслив, она соглашается уехать с ним. Лакей Дамиса сообщает, что коляска ждет их. Появляются дамы и кавалеры, а с ними и графиня со своей настоящей дочерью в маске. Она снимает маску. Дамис переводит свой взор на Маринетту, которая также снимает маску. Дамис понимает все и, опустившись на колено, целует руку графине. Все поздравляют Изабеллу и Дамиса.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments