Балетмейстер Мариус Петипа

Мариус Петипа

Его называют одним из родоначальников балета XIX века и отцом балетного академизма. Спектакли этого хореографа выделялись мастерством, изяществом, проработкой сольных композиций и музыкальной насыщенностью. Его имя – Мариус Петипа.

Будущий знаменитый хореограф родился 27.02.1818 года в семье французского балетмейстера из Марселя. Можно было бы сказать, что Мариус закономерно пошел по стопам отца, но, как он сам вспоминает, в детстве у него не было никакого влечения ни к танцам, ни к балету. Отцу приходилось заставлять сына заниматься танцами практически из-под палки.

Тем не менее уже в 13 лет Мариус дебютирует в одном из балетных спектаклей своего отца, а в 16 лет получает место одного из ведущих танцоров в театре Нанта, где и ставит свои первые небольшие балеты и номера уже как балетмейстер.

С 1839 года следуют совместные с отцом гастроли. Нью-Йорк, Париж, Бордо, Испания, снова Париж и наконец Санкт-Петербург, где ему предложили выгодный контракт в императорском театре.

Казалось бы, зачем ехать в далекую Россию, когда и на Родине все замечательно складывается. Широкая известность, поклонники, карьера идет в гору… Чего же не хватает? А не хватает молодому дарованию красивого балета с пластикой и грацией, а не теми бессмысленными прыжками и «клоунскими кривляньями», как отзывался Петипа о европейском балете того времени.

В России он сразу же привлекает внимание публики и как хороший танцовщик, и как великолепный актер с прекрасными пантомимными способностями.

Вскоре он становится учеником Жюля-Жозефа Перро, который в то время был главным балетмейстером русского балета. Но, несмотря на опыт и обширные знания, полученные от учителя, Петипа долгое время не имеет возможности поставить что-то свое. И только в 1955 году на сцене появляются его собственные постановки «Звезда Гренады», «Брак во времена регентства» и «Парижский рынок».

В то же время в личной жизни балетмейстера складывается все далеко не так удачно, как на балетной сцене. Брак с русской балериной Марией Суровщиковой оказался непродолжителен. Супруги, как сегодня говорят, «не сошлись характерами» и разъехались.

В 1860 году на сцену выходит балет «Голубая георгина», который, однако не завоевал расположения публики. Многие высказывались о нем как о неудачном произведении и считали его провалом Петипы как балетмейстера. Но уже в 1862 году появляется «Дочь фараона». Этот балет, поставленный по мотивам новеллы Готье, за великолепно поставленные танцевальные партии публика приняла благосклонно. Его же следующая постановка - «Царь Кандавл», была принята на ура и в Петербурге, и в Москве.

Балет «Дон Кихот», вышедший в 1869 году, был принят публикой и критиками неоднозначно. Кто-то говорил, что постановке не хватает драматургии, кто-то, что в балете слишком мало классического танца. Петипа решил удовлетворить и тех, и других. И в 1871 году в Петербурге выходит уже новая вариация «Дон Кихота», где были учтены все пожелания публики.

Период нескольких лет, когда балетмейстер занимался только небольшими развлекательными постановками и выслушивал критические высказывания в свой адрес, не прошел даром. И уже в 1877 года Петипа показывает всю мощь своего неиссякаемого таланта – на сцену выходит знаменитая «Баядерка».

Драматичный и красочный сюжет, яркая хореография героев, гармоничная музыка – «Баядерка» и по сей день остается шедевром и образцом классического балета.

В последующие годы интерес публики к балетному танцу пошел на спад и Мариус Петипа, ставивший тогда всего по одному балету в год, все чаще подумывал про завершение работы. Первая постановка «Лебединого озера» оказалась настолько неудачной и не принятой публикой, что Чайковский наотрез отказался писать еще что-либо для балета, но в конце концов согласился на еще одну попытку.

Результатом тяжелейшей совместной работы Чайковского и Петипа стал знаменитый балет «Спящая красавица», который был прохладно принят придворной знатью, но вызвал овации у большинства других зрителей и снова подогрел интерес масс к балетному искусству.

А впереди у Мариуса Петипа были плодотворные годы и множество новых постановок: «Лебединое озеро», «Золушка», «Щелкунчик», «Раймонда», «Четыре времени года», «Арлекинада» и др.

В 1882 году, уже в возрасте 55 лет, Мариус Петипа снова решил связать себя узами брака. На этот раз с молодой 19-летней Любовью Леонидовой. Второй брак, подарил Мариусу не только любовь и семейное счастье, но и сделал его отцом восьмерых детей, которые все, так или иначе связали свою жизнь с театром.

Несмотря на то, что к нему сильно благоволил император Николай II, который сделал его пожизненным главным балетмейстером императорского театра, последние годы Мариуса Петипа были наполнены постоянными конфликтами с новым директором театра Теляковским, который всячески старался «ставить палки в колеса» уже далеко не молодому, но еще по прежнему обладающему неугасающим творческим потенциалом, балетмейстеру.

Постоянная поддержка труппы и артистов театра какое-то время давала силы старому мастеру, но его здоровье все-же пошатнулось. 01.07.1910 года выдающийся балетмейстер Мариус Петипа ушел из жизни, оставив после себя великое наследие, которым мы не перестаем восхищаться и теперь.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments