Создание сайта: Web-cтудия "ComBF"
Уланова Галина Сергеевна
«Уланова стала великой актрисой, но в то же время не перестала быть такой же великой классической танцовщицей. Она всегда была ею, никогда не изменяя природе и законам своего искусства.
Пожалуй, было даже неверно говорить о том, что Уланова замечательная балерина и не менее замечательная актриса, что она играет так же хорошо, как и танцует. В этом есть какое-то разделение, какая-то условная граница между выразительностью мимики, жеста и красотой танца. А как раз этого разделения нет у Улановой. Все дело в том, что она сумела сделать выражением драмы, языком живого чувства самый классический танец. Танцевать для нее - значит играть, играть - то же самое, что танцевать.
В моменты наивысших драматических потрясений, глубочайших сценических переживаний она обязана была помнить и всегда помнила о красоте и законченности позы, о чистоте линий танца. Это стало свойством ее творческой природы. В Улановой удивительно это соединение вдохновения, непосредственности чувств со строжайшим внутренним контролем, не допускающим ни малейшей погрешности танца.
Шаляпин говорил: «Я ни на минуту не расстаюсь с моим сознанием на сцене. Ни на секунду не теряю способности и привычки контролировать гармонию действия».
Шаляпин пел в опере. Уланова танцевала в балете. Оба они связаны с музыкальной стихией. Музыка требует от актера безупречной гармонии действия, которая достигается этим строгим, никогда не изменяющим чувством внутреннего контроля. Может быть, именно в этом отличие «поющего актера», каким был Шаляпин, и «танцующей актрисы», какой была Уланова, от актеров драматического театра.
Во время заграничных гастролей Уланову величали балериной assoluta, прима-балериной Большого театра. Конечно, Уланова - одна из величайших балерин мира, но ее величие в том и состоит, что ей совсем не подходят эти титулы. У Улановой не было импозантности и горделивой осанки прима-балерины. Ее выходы, манеры, движения были исполнены удивительной скромности. Никакой игры на публику. Она никогда не выходила на сцену прославленной, блистательной балериной, а выбегала юной Джульеттой, простодушной Жизелью, счастливой Марией... В Германии об Улановой писали: «Это сила и величие, лишенные малейшего тщеславия».
В одной из статей ее назвали «самой простой и самой загадочной балериной нашего времени». В чем же загадка? Почему для многих людей образ Улановой стал воплощением, символом, душой балета? В чем же секрет особой, ни с чем и ни с кем не сравнимой красоты улановского танца?
Уланова казалась такой прекрасной потому, что танец ее всегда выражал огромную глубину мысли и чувства. Именно тончайший смысл танца, или, как говорил ее партнер М. М. Габович, «ее способность к эмоционально-смысловому интонированию пластикой своего тела», делали творчество великой актрисы столь волнующим.
Очевидно, каждый великий художник, сказавший свое новое слово в искусстве, так или иначе в чем-то нарушает общепринятый канон, спорит с ним. Уланова в совершенстве восприняла строжайшие правила воспитавшей ее ленинградской хореографической школы. Но, впитав, усвоив канон, она переросла его, превратив классический танец в небывало естественный язык чувства и мысли. До нее нельзя было даже предположить, что язык классической лексики может выразить такую глубину психологической правды. Когда танцевала Уланова, казалось, что нет более естественного способа выразить «жизнь человеческого духа на сцене». И в этом смысле она расширила, раздвинула рамки, границы балетного искусства.
Уланова как-то сказала: «Спектакль - это не дивертисмент блестящих танцевальных номеров. Это единое целое. Театр помогает человеку обрести истинные ценности. Иногда за торопливой жизненной суетой человек забывает естественно и глубоко дышать, видеть прекрасное. Чтобы проникнуться настоящим искусством, нужно отрешиться от всей суеты».
Знаменитый французский поэт, критик, драматург, художник Жан Кокто писал о нравственной силе искусства Улановой. Он говорил, что не надо путать «демона танца» (он живет в таких пластических проявлениях, как канкан, современный рок-н-ролл) с «богом танца». Уланову он называл настоящей «жрицей бога танца», то есть актрисой, следующей самым возвышенным, самым благородным традициям хореографического искусства, служащей им с пониманием и любовью.
Уланова прекрасно владела искусством сценического общения. Она, говоря языком драматического театра, чутко «слушала» партнера, ни на секунду на теряла с ним связи, отзывалась на каждый оттенок его настроения. Иногда даже самый характер ее танца неуловимо менялся в зависимости от индивидуальности партнера.
Человечная, страдающая Зарема Вечесловой вызывала у Марии - Улановой чувство сострадания, желание понять ее и помочь ей; страстная, гневная Зарема Плисецкой заставляла ее настороженно отстраняться, рождала в ней ощущение внутреннего недоумения и растерянности. С волевой, замкнутой Заремой - Шелест вырастала и гордая сила улановской Марии. «Уланова так смотрит на спектакле, -говорит Шелест, - что мне, Зареме, становится страшно от ее спокойствия, внутренней силы».
Она абсолютно сливалась с Ромео - Сергеевым в едином, возвышенном порыве юной любви, это был неповторимо гармоничный лирический дуэт, пример сценического, художественного «согласия и созвучия».
Танцуя Джульетту с М. Габовичем, который был мужественным и внутренне зрелым Ромео, она казалась совсем хрупкой, в чем-то трогательно беспомощной. С Ю. Ждановым, который принес в роль Ромео юношескую наивность и простодушие, Уланова - Джульетта приобретала новые черты: в ней появлялся оттенок женственной мудрости, любовно-материнского отношения к возлюбленному.
Уланова чувствовала партнера, общалась с ним в самых, казалось бы, технически сложных позах и положениях, в воздушных поддержках, например.
В первом акте «Жизели», сидя высоко на плече Альберта, она вдруг прерывает свою каноническую балетную позу и с лукавой, ласковой улыбкой смотрит вниз на своего любимого - перед нами не танцовщица, поднятая в воздух кавалером, а веселая, непосредственная Жизель, у которой дух захватывает от радости, от счастья, что ее так любят».
Екатерина Максимова о занятиях с Г.С.Улановой:
"Когда я узнала, что буду репетировать партию Жизели с Улановой, меня охватил «священный ужас», я была насмерть перепугана, настолько, что согласна была отказаться от партии, по-прежнему танцевать па-де-де из первого акта, встать в кордебалет, все, что угодно,— так боялась работать с Улановой. От страха даже не сообразила выучить порядок движений, текст партии.
Пришла Уланова, спросила: «Ты знаешь порядок?» — «Нет». И хотя она имела все основания рассердиться, этого не произошло. Спокойно, неторопливо стала показывать мне порядок. И сразу сняла все мучительное напряжение.
Уланова очень требовательна. Даже после успешного спектакля придет в уборную и скажет: «Хорошо, молодец, но вот тут было не так, это не совсем вышло». Разберет все «по косточкам», и выяснится, что замечаний множество. Иногда, естественно, испытываешь даже досаду, делается обидно — ведь только что все хвалили, поздравляли, восхищались... А потом понимаешь, как благодетельна, как необходима такая придирчивость, как важно иметь такой «глаз», от которого не ускользает малейшая твоя погрешность. Ведь в нашем деле самое страшное — потерять контроль: себя со стороны не видишь, можешь упустить какую-то ошибку, потом другую, третью и не заметишь, как потеряешь чистоту и правильность формы. А это почти непоправимо.
Внимание и терпение Улановой беспримерны. Иногда приходишь на репетицию в плохом настроении и физически себя плохо чувствуешь. «Галина Сергеевна, у меня все болит, я устала, не могу сегодня репетировать». Никогда в ответ я не слышала гневных упреков, раздраженных нотаций, приказов — «соберись», «не ленись» и т. п. «Ну, хорошо, сегодня не будем. Сделай только это движение, чтобы тебе самой быть спокойной, ты всегда за него волновалась...». Сделаю. «А теперь, пожалуй, еще одно, вот это...». И так постепенно, незаметно втягиваешься, и к концу репетиции оказывается, что она прошла со мной всю или почти всю партию.
Она чувствует индивидуальность, характер человека, его настроение.
Если даже она показывает твою ошибку, «передразнивает» тебя, то это делается с таким юмором и так доброжелательно, что не обижает. Она умеет успокоить, помогает обрести чувство профессионального достоинства.
Это очень сложное, большое и важное для меня — работа с Галиной Сергеевной. Встречи с ней — это постоянный удивительный вклад в мое сознание многих серьезных и ценных понятий, открытий... Маленькие, тонкие штрихи, легкие, поразительно точные замечания— а их множество — я даже не всегда улавливаю сразу, хотя и стремлюсь к этому. Но многое западает в память, и когда неожиданно раскрывается в сделанном движении или в точно выраженном душевном состоянии, то это всегда — радость открытия. Удивительно, как замечания Галины Сергеевны, нередко касающиеся, казалось бы, чисто технической стороны танца, помогают приходить к верному художественному настроению, пробуждают чувства, до той поры неведомые, неосознанные...
Галина Сергеевна не устает изо дня в день следить за «мелочами», которые так важны в нашем деле. Хотя ей со мной бывает не легко, она никогда не кричит, не настаивает «делай так»... Шестнадцать лет она терпеливо говорит: «Подними локти», «Опусти пальцы»...— у меня уйма недостатков. Она очень бережно, осторожно относится к актерам. И всегда умеет внушить, будто ты до всего дошел сам.
Специфика нашей работы в том, что репетировать приходится перед каждым спектаклем.
Допустим, я танцую Жизель. Ну, сколько? Уже пятнадцать лет танцую, но все равно перед каждым спектаклем я должна репетировать.
Это не просто тренаж — на репетициях всегда что-то доделывается. Так — до бесконечности. Что-то доделывается, что-то переделывается, и любой спектакль, идущий на протяжении многих лет, безусловно как-то пересматривается".
Нина Тимофеева о работе с Г.С.Улановой:
"Часто наши репетиции напоминали застольный период работы, более характерный для драматического театра. Вот где Уланова проявляла свою интуицию — безграничную, утонченную, способную уловить самые тайные движения души и мысли. Она расспрашивала, как я представляю себе образ, ту или иную сцену, характер действующих лиц и их взаимоотношений с моей героиней.
То, что не удовлетворяло Уланову, сразу вызывало ее рекомендацию: «Поищи!»
Но чтобы научиться находить в каждом случае свое решение, мне понадобилось постоянное общение с Улановой — человеком и педагогом. Ее мягкость, самый голос ее — тихий, произносящий почти просительно «еще раз» — оказывает стократ более сильное действие, чем крикливая требовательность или аффектированное раздражение иных, даже очень хороших репетиторов.
Уланова — это воплощение долга, служения, безукоризненной ответственности. Она очень сдержанный, иногда до суровости, человек, мужественный, гордый, неподкупный, независимый, но перед искусством она склоняет голову благоговейно и смиренно, служит ему с полным самозабвением. Именно от сознания своего долга, от сознания величия искусства — ее удивительная скромность и ответственность.
Она добра, бесконечно терпелива, но также бесконечно требовательна к себе и другим. Ничем не может быть нарушена ее строжайшая принципиальность. Она никогда и ничего не сделает против своего убеждения. Вот почему работа с ней не только радость, но и великий пример, образец, урок. Когда она входит в класс, мне кажется, что в нем становится светлее. При ней невольно исчезает все мелкое, малодушное, злое. При ней нельзя, совестно быть внутренне слабой и нечистой, неискренней. У нее какая-то своя очищающая миссия в искусстве, она возвышала людей своим появлением, своей жизнью на сцене, и сейчас она делает лучше тех, с кем общается в сфере театра, работы. Поэтому ее нельзя назвать педагогом, репетитором, это было бы кощунственно; она не роли «делает», она учит быть художником, учит жить, думать, любить, прощать и нести все это в свое творчество, в образы, которые создаешь на сцене.
Есть педагоги очень властные, волевые, резкие. Уланова терпеливо, бережно, осторожно «прикасается» к твоей душе. Но бережность, нежность этих «прикосновений» часто бывает магической — начинаешь видеть зорче и глубже. Иногда бывает достаточно какого-то одного легкого «прикосновения» Улановой, чтобы вдруг что-то осветилось совсем по-новому, наступило бы счастье какого-то творческого прозрения».
Основные роли Г.С.Улановой:
Государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова:
1928
Вальс и мазурка. «Шопениана». Постановка М. М. Фокина. Ленинградское государственное хореографическое училище. Выпускной спектакль. 16 мая.
Па-де-де. «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Постановка Л. И. Иванова. Выпускной спектакль. 16 мая.
Принцесса Флорина. «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Постановка М. И. Петипа. Дебют на сцене Ленинградского театра оперы и балета. 21 октября.
Па-де-склав. «Корсар» Л. Минкуса. Постановка М. И. Петипа. 28 октября.
1929
Одетта и Одиллия. «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Постановка М. И. Петипа и Л. И. Иванова. 6 января.
Золотой вальс. «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Постановка Ф. В. Лопухова. 27 октября.
Принцесса Аврора. «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Постановка М. И. Петипа. 1 декабря.
1930
Комсомолка. «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Постановка В. И. Вайнонена и Л. В. Якобсона. 26 октября.
1931
Раймонда. «Раймонда» А. К. Глазунова. Постановка М. И. Петипа. 20 февраля.
Па-де-труа. «Корсар» Л. Минкуса. Постановка М. И. Петипа. 15 мая.
Сольвейг. «Ледяная дева» Э. Грига. Постановка Ф. В. Лопухова. 25 мая.
Вальс и мазурка. «Шопениана». Постановка М. М. Фокина. 23 ноября.
1932
Жизель. «Жизель» А. Адана. Постановка М. И. Петипа. 13 марта.
Актриса. «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева. Постановка В. И. Вайнонена. 7 ноября.
Царь-девица. «Конек-Горбунок» Ц. Пуни. Постановка А. А. Горского. 20 ноября.
1933
Лебедь. «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Постановка А. Я. Вагановой. 13 апреля.
Одиллия. «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Постановка А. Я. Вагановой. 28 апреля.
1934
Маша. «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Постановка В. И. Вайнонена. 18 февраля.
Мария. «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева. Постановка Р. В. Захарова. 22 сентября.
1935
Диана. «Эсмеральда» Ц. Пуни. Постановка А. Я. Вагановой. 23 апреля.
1936
Короли. «Утраченные иллюзии» Б. В. Асафьева. Постановка Р. В. Захарова. 3 января.
1938
Раймонда. «Раймонда» А. К. Глазунова. Постановка В. И. Вайнонена. 22 марта.
1940
Джулъетта. «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. Постановка Л. М. Лавровского. 11 января.
1941
Никия. «Баядерка» Л. Минкуса. Постановка М. И. Петипа. 12 мая.
Гран па. «Пахита» Л. Минкуса. Постановка М. И. Петипа. 23 июня.
Государственный академический Большой театр:
1944
Мария. «Бахчисарайский фонтан» В. Асафьева. Постановка Р. В. Захарова. 23 января.
Жизель. «Жизель» А. Адана. Постановка М. И. Петипа. Редакция Л. М. Лавровского. 30 августа.
1945
Золушка. «Золушка» С. С. Прокофьева. Постановка Р. В. Захарова. 24 ноября.
1946
Вальс и прелюд. «Шопениана». Постановка М. М. Фокина. 11 января.
Джульетта. «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. Постановка Л. М. Лавровского. 28 декабря.
1948
Одетта и Одиллия. «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Постановка М. И. Петипа и Л. И. Иванова. 15 декабря.
1949
Параша. «Медный всадник» Р. М. Глиэра. Постановка Р. В. Захарова. 9 сентября.
Тао Хоа. «Красный цветок» Р. М. Глиэра. Постановка Л. М. Лавровского. 30 декабря.
1954
Катерина. «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева. Постановка Л. М. Лавровского. 12 февраля.
Концертные номера:
«Сувенир» Ф. Дрдля. Постановка Ф. В. Лопухова.
«Седьмой вальс» Ф. Шопена. Постановка М. М. Фокина.
«Ноктюрн» Р. Шумана. Постановка В. М. Чабукиани.
«Умирающий лебедь» К. Сен-Санса. Постановка М. М. Фокина.
«Па-де-де» из балета «Корсар» Л. Минкуса. Постановка М. И. Петипа.
«Элегия» С. В. Рахманинова. Постановка К. Я. Голейзовского.
«Либестраум» Ф. Листа. Постановка А. Д. Шуйского.
«Вальс» А. Г. Рубинштейна. Постановка Р. В. Захарова.
«Мотылек» на музыку «Забытого вальса» Ф. Листа. Постановка Р. В. Захарова.
«Слепая» М. Понса - Я. Хейфеца. Постановка Л. В. Якобсона.
«Русская» из балета «Конек-Горбунок». Постановка А. А. Горского.
«Танец со змеей» из балета «Баядерка» Л. Минкуса. Постановка М. И. Петипа.
Поделитесь новостью с друзьями:
Система комментирования SigComments