Image
Центр искуссств Элегия

Энциклопедия балета

Григорович Юрий Николаевич

Родился 1 января 1927. В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (педагоги Б. В. Шавров и А. А. Писарев), в том же году был принят в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (с 1946 по 1961). Выдвинулся как одаренный гротесковый танцовщик в партиях Половчанина ("Князь Игорь"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан") и др. В 1947 выступил как балетмейстер, поставив в Ленинградском дворце культуры имени Горького балеты "Аистенок" Клебанова и "Семеро братьев" на музыку Варламова. Осуществил постановку - "Сказ о каменном цветке" Прокофьева в Театре имени Кирова (1957, где позднее исполнял партию Северьяна), Большом театре (1959), Новосибирском (1959) и Таллинском (1961) театрах оперы и балета, за рубежом - в стокгольмском Королевском театре оперы (1962). В этих спектаклях Григорович впервые обратился к философской проблематике, утвердил балетный симфонизм, сквозную танцевальность, воплотил поэтические русские образы. В 1961 поставил в Театре имени Кирова и Новосибирском театре оперы и балета "Легенду о любви" Меликова по Назыму Хикмету. Обращение к пластическим лейтмотивам, полифония кордебалетного танца, образность танцевального языка позволили Григоровичу создать народно-философский спектакль с современной проблематикой, сложными характерами. С 1964 по 1995 – главный балетмейстер Большого театра. Ныне – художественный руководитель и главный балетмейстер Краснодарского театра оперы и балета.

Моисеев Игорь Александрович

Родился в Киеве 8 января 1906. По окончании Московского хореографического училища в 1924–1939 – артист балета Большого театра, исполнял видные партии в ряде балетов классического наследия, роль Иосифа в балете К.Я.Голейзовского Иосиф Прекрасный (музыка С.Н.Василенко), а также ведущие роли в ряде поставленных им самим балетах. Основные постановки: Футболист (совместно с Л.А.Лащилиным, музыка В.А.Оранского, 1930), Саламбо (музыка А.Ф.Арендса, 1932), Три толстяка (музыка Оранского, 1935). Позднее поставил в Большом театре балет Спартак (музыка А.И.Хачатуряна, 1958). С конца 1930-х годов главным делом жизни Моисеева стал созданный им в 1937 Ансамбль народного танца СССР (с 1991 – Ансамбль народного танца), руководителем которого он является по сей день. Здесь Моисеев ставил сначала танцы народов СССР (нередко объединенные в циклы – Картинки прошлого, 1937; Колхозная улица, 1938; Жок, 1949 и др.), затем народные танцы других стран (По странам мира, ряд циклов, 1960–1989), а также отдельные спектакли, основанные на народном танце (Ночь на Лысой горе, музыка М.П.Мусоргского, 1984). Ансамбль Моисеева с 1940-х годов гастролирует по всему миру. По его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за рубежом.

Мясин Леонид Федорович

Леонид Мясин родился 27 июля (8 августа) 1895 г. в Москве, в семье музыкантов. В 1903 году поступил в Московское Театральное училище. В 1912 зачислен в кордебалет Большого театра (параллельно танцевал в Малом театре, имея большой успех). В январе 1914 года Мясин покидает Россию. По приглашению С.П.Дягилева он переезжает в Париж, где принимает участие в знаменитых «Русских сезонах».

Как исполнитель Мясин более тяготел к характерным и гротесковым партиям, таким, как, например, Фея Карабос, он с увлечением осваивал пластику танцев разных стран.

Петров Андрей Борисович

Народный артист России, профессор кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии, художественный руководитель театра «Кремлёвский балет», академик.

Андрей Петров принадлежит к известной московской балетной династии танцовщиков, педагогов, хореографов. Окончив в 1965 году Московское хореографическое училище (педагог Г.Евдокимов), будущий балетмейстер более двух десятилетий выступал на сцене Большого театра, в его репертуар входило около пятидесяти сольных партий. Среди них — Кот в сапогах и Каталабют в «Спящей красавице», Лоренцо («Ромео и Джульетта»), сеньор Помидор («Чиполлино»), Ганс («Жизель») и др. Его танцы отличались галантностью, темпераментностью. В 1977 году оканчивает балетмейстерский факультет ГИТИСа ( педагоги Р.В.Захаров, Е.Я.Чанга). Но самая хорошая школа для будущего балетмейстера работа с Ю.Г.Григоровичем. В труппе театра молодой артист выступал в его спектаклях, участвовал в проводимых им репетициях, смотрел, как работает мастер, от этого родилось в нём желание попробовать сочинять самому.

Фокин Михаил Михайлович

В созданном мною искусстве, в котором родилась школа русского современного балета, я искал технику и средства выражения, неповторимые для каждого спектакля. Чтобы понять мысль, которая лежит в основе старинного балета, надо прочитать или либретто, или статьи, где этот балет комментируют какие-либо специалисты.

Мне казалось, что тела танцовщиков должны говорить сами за себя, выражая содержание без помощи либретто. Со времени моих дебютов в балете я старался мою работу в области танца сделать понятной без предварительной подготовки как изысканному эстету, так и чувствующему красоту человеку из народа.

Контакты

Создание сайта: Web-cтудия "ComBF"

Publish modules to the "offcanvas" position.