энциклопедия балета критика Новости культуры Интервью Галерея

 

 



Главная > критика > Рецензия на балет «Юки»

Рецензия на балет «Юки»




посмотреть фотографии балета
Бурятского академического театра оперы и балета

«Это будет эклектика из неоклассики, модерна, японского танца буто и элементов других танцевальных стилей», – поделилась с нами постановщик балета Анастасия Кадрулева на пресс-конференции, состоявшейся перед премьерой в Национальной библиотеке. А если к этому прибавить еще и музыку композиторов, представленных в программе (А. Пярт, К. Манселл, К. Саариахо, Phonophani, и др.), из которых присутствуют такие необычные музыканты второй половины XX века, как Кейдж (Cage) Джон (1912-1992), американский композитор, пианист, ученик А. Шенберга, Г. Кауэлла, крупнейший представитель американского музыкального авангардизма, или Филипп Гласс (Phlipp Glass) (р. 31 января 1937, Балтимор), американский композитор, пианист, один из основоположников музыкального минимализма, и использование традиционной японской и буддийской музыки, то и в музыкальном оформлении также возникает эклектика. Все это на сюжет по мотивам современного романа французского писателя (М. Фермина «Снег»), где действие происходит в одном из японских селений, и главный герой Юки – это начинающий поэт в жанре хокку. В итоге получается не просто эклектика (механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.), а гремучая постмодернистская смесь (от лат. post — «после» и модернизм (современный) – «открытое искусство», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями). При этом постмодерн не только разных эпох, но и разных культур. Все сценическое действо, разворачивающееся на фоне видеоэффектов (Артем Игнатьев), современных костюмов и декораций (Александр Ишигенов), обещало быть зрелищным, интересным, увлекательным проектом. Однако было опасение, что в спектакле будет отсутствовать целостность, присущая сценическому произведению, выдержанному в одном жанре, стиле или направлении. Вместо этого будут встречаться случайные, не связанные друг с другом эпизоды, несогласованность танцевальной лексики с сюжетом или музыкальным оформлением, отсутствие единой атмосферы.

Как же было отрадно, когда оказалось, что опасения были напрасными. Весь спектакль был выдержан в одной цветовой тональности (чистого, белого снега), был насквозь пронизан тоской, ностальгией главного героя Юки (Булыт Раднаев), его стремлением к совершенному и недосягаемому образу прекрасной канатоходки по имени Нэж (Баярма Цыбикова). Нэж для Юки это идеал его мечты, олицетворение чистоты чувств, внутренних побуждений, идеальное состояние души каждого поэта-художника, жаждущего выразить Красоту.

Музыкальное оформление, несмотря на разную стилистику, было подобрано автором в одном музыкальном ключе. Совершенно не резало слух, не разрушало и не вызывало ощущения дисгармонии, а создавало неповторимую атмосферу «чистого снега», в виде падающих в тишине снежинок или снежной бури, хрустального льда или образа канатоходки Нэж, через простые чувства его девушки по имени Весенняя Снежинка (Анастасия Самсонова).

Удачное сочетание танцевальных элементов создало незабываемый танцевальный узор. Полет фантазии постановщика виден налицо. Прекрасная танцевальная лексика по мысли, по эстетике, по атмосфере, через пластические коды и движения смогла выразить поэтическое пространство хокку, тему главного героя, образ Нэж, «чистого снега». По технике исполнения и хореографии, можно с уверенностью заявить, артисты БГАТОиБ им. Г.Ц. Цыдынжапова не уступают ведущим коллективам современного балетного искусства. Только люди сведущие в балете представляют, через какие муки и испытания пришлось пройти нашим артистам, выросшим на традициях классического танца. Потому что танцевальные, пластические движения современного балета в корне отличаются от классики. Работают другие группы мышц, другой ритм танца, другая эстетика.

Да, но где же заявленное на пресс-конференции и в рекламе легендарное буто? (яп. 舞踏, буто:, «танец темноты») — направление современного японского танца. Первую постановку в стиле буто в 1959 году осуществил Тацуми Хидзиката по роману Юкио Мисимы «Запретные удовольствия»). Где пронзительно кричащая тишина, разрыв души при абсолютной, внешней неподвижности? Казалось, поначалу этого нет в движениях танцоров, в их позах, во взглядах, в жестах рук. Видны движения, переливы, точность пластической фразы, выражение настроения, мысли. Однако это все мы видели, это понятно и привычно. И давно является априори в балете, в сценическом искусстве и в театре вообще. Вдруг крик, подобно просветлению, у главного героя Юки в финальной сцене, когда он понимает, как дороги ему Весенняя Снежинка, друзья, Сёгун, отец Юки (н.а. РБ Вячеслав Васильев) и место, где родился и вырос. Достаточно было этого момента, чтобы прикоснуться, наконец, к сущности «танца темноты». И здесь начинаешь прозревать, что, в принципе, буто может быть не только танцем в привычном для нас понимании, но и сценическим пространством – буто, и миром – буто, которое есть выражение сегодняшнего дня, вмещающее в себя и атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, и дух дерева, сухого листа, старой женщины, и миллионы людей в кислородных масках в урбанистическом мегаполисе, и одинокую песню в утренней тишине, праздничный день, переходящий в бурное веселье, и белые стихи, легкие, как падающий снег. Может быть, это имела в виду Анастасия Кадрулева, когда говорила о буто как о внутреннем состоянии души, где в первую очередь важно сконцентрироваться на созерцательном аспекте восприятия, а не на движении, что для классического танцора, привыкшего к яркой выразительной музыке и соответственной танцевальной лексике, часто является неприемлемым и труднодостижимым. Поэтому более важным для нее была общая атмосфера из сочетания танца, музыкальных акцентов, костюмов, видео, суперзанавеса, чтобы в итоге возникло это загадочное ощущение, которое, как и дзэн, трудно поймать, а еще труднее удержать. Таково ее режиссерское видение, ее интерпретация романа М. Фермина.

Безусловно, проделана огромная работа: свет, декорации, отбор музыкального материала, танец, это чувствуется и видится невооруженным взглядом. Тем не менее, может быть в это и трудно поверить, еще много работы предстоит режиссеру и артистам, чтобы дух буто и хокку еще в полной мере был раскрыт и воспринят нашими улан-удэнскими зрителями. Хочется пожелать, чтобы и наши поклонники балета и театрального искусства чаще прикасались к удивительным зарождающимся новым формам, возникшим как на Западе, так и на Востоке. Пришли к пониманию, что сегодня во всем мировом искусстве идет тенденция к взаимопроникновению и взаимообогащению искусства разных стран и народов. Это веяние нашего времени, и это говорит о том, что все-таки в нас больше тех чувств и пожеланий, которые объединяют, а не тех, которые создают стену непонимания и разрушают любое творческое начало.

канд. иск. Э.Е. Манзарханов





 

АфишаНоябрь - 2018
<< >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
 

НОВОСТИ

Архив новостей

подписка на новости


15.05.2010
Выставка открывается к Международному дню танца и посвящена году Франции в России.
На выставке представлены живописные полотна, выполненные на тему балета. Все работы, написанные с натуры, являются эскизами к жанровым композициям.


10.03.2010
К 50-летию со дня рождения и 32-летию творческой деятельности замечательного классического танцовщика, народного артиста Бурятии Вячеслава Васильева.


27.01.2010
Ко дню рождения легенды бурятского балета


02.06.2009


29.04.2009
5 июня 2009 года центр танца "ГРАНДБАЛЕТ" проводит благотворительный концерт "Еще на бис!", который направлен на привлечение внимания общественности к сложному положению ветеранов Большого театра. Эти артисты, которые в свое время прославили Большой театр


30.03.2009
На сцене Государственного Кремлевского Дворца состоялась премьера балета «Снегурочка», представленная труппой театра «Кремлевский балет».


11.03.2009


11.03.2009
25 и 26 марта 2009 года в Государственном Кремлевском Дворце состоится премьера спектакля «Снегурочка»




13/10/2008


10.10.2008
8 октября спектаклем «Пиковая дама» под управлением Валерия Гергиева
завершились гастроли Мариинского театра в Берлине, приуроченные к
225-летию театра


02.09.2008
Со 2 по 19 октября в США (Чикаго, Коста Меса, Беркли) пройдут гастроли балета Мариинского театра, приуроченные к 225-летию театра, которое отмечается в 2008 году.