энциклопедия балета критика Новости культуры Интервью Галерея

 

 



Главная > Балетные спектакли > Аполлон Мусагет

Аполлон Мусагет

Одноактный балет в двух картинах

Сценарий И. Стравинского. Первое представление: Вашингтон, Библиотека Конгресса,

27 апреля 1928 г. Балетмейстер А. Больм. Основная премьера: Париж, Театр Сары Бернар, труппа «Русский балет Дягилева», 12 июня 1928 г. Балетмейстер

Дж. Баланчин.

Действующие лица

Аполлон. Каллиопа. Полигимния. Терпсихора. Лето. Две богини.

Картина первая. Пролог. Рождение Аполлона.

Ночь на Делосе, одном из островов Эгейского моря. На темно-синем небе сверкают звезды. В глубине острова среди скал по приказу всемогущего Зевса Лето дает жизнь ребенку. Так рождается Аполлон, сын Зевса.

У подножья скал появляется божественное дитя, озаренное лучами восходящего солнца. Стараясь освободиться от мешающих ему покровов, Аполлон делает неловкие, угловатые движения.

Картина вторая. Аполлон, сын Зевса и Лето,— греческий бог Солнца, гармонии и искусств, покровитель муз,— постигает мастерство игры на арфе и искусство танца. Вариация Аполлона.

Приближаются две богини, чтобы сопровождать его на Олимп. Они угощают Аполлона нектаром и амброзией, надевают золотой пояс — знак его божественного происхождения, украшают золотыми виноградными гроздьями и вручают арфу — символ искусства, покровителем которого по воле Зевса он будет.

Аполлон еще не знает, для чего ему арфа. Богини показывают, как на ней играть. Несмелыми движениями Аполлон касается струн, и они отвечают ему еле слышным звоном. Так Аполлон делает первые шаги в искусстве музыки. Вместе с сопровождающими его богинями он отправляется на Олимп.

На залитой солнцем лужайке стоит молодой бог в короткой золотой тунике. В руках у него арфа, искусством игры на которой он уже овладел. Сопровождая аккордами своей арфы доносящиеся до него звуки скрипки, Аполлон начинает танцевать. Неуверенные, робкие позы постепенно сменяются все более и более смелыми танцевальными движениями. И в этом искусстве он делает первые шаги. Он кладет арфу на землю и, отдавшись во власть звучащей в его душе музыки, передает ее смысл в прекрасном танце.

С трех сторон к нему приближаются музы — Полигимния (муза пения), Терпсихора (муза танца) и Каллиопа (муза эпоса и героических песен). Они склоняются перед своим предводителем Мусагетом. Каждой из трех Аполлон вручает символ ее искусства. Каллиопа получает таблицу для письма, Терпсихора — лиру, а Полигимния — маску. Аполлон велит показать, как в дальнейшем разовьется искусство танца, пения и героического эпоса.

Музы состязаются перед Аполлоном в искусствах. Вариации Каллиопы, Полигимнии и Терпсихоры.

Первой выступает Каллиопа. Танцуя с табличкой в руках, она старается понравиться Аполлону и сочиняет стихи, прославляющие Мусагета. Окончив танец-стих, Каллиопа с волнением ждет похвалы. Но Аполлон не очень доволен.

Со своим танцем выступает Полигимния. В веселом, жизнерадостном танце она забывает о том, что лицо ее должно оставаться неподвижным, а уста сомкнутыми. Она отнимает палец от губ, и на них появляется улыбка. Еще мгновение — и она заговорит. Слишком поздно спохватывается муза. Аполлон сурово осуждает ее ошибку.

Подняв высоко над головой лиру, начинает свой танец Терпсихора. Она легко парит в танце, едва касаясь земли. Ее движения так выразительны, что, не произнося ни слова, отдаваясь ритму и мелодии, Терпсихора рассказывает о переполняющей ее радости. Аполлон хвалит музу танца и торжественно выходит на середину площадки. Он сам будет танцевать! Простирая руки к небу, Аполлон обращается к Олимпу — жилищу богов: им он посвящает свой танец, полный покоя и совершенства.

Достигнув в танце соразмерности и гармонии всех движений и поз, он являет музам идеал, к которому они должны стремиться. Окончив танец, Аполлон показывает музам, как важны покой и неподвижность, из которых рождаются полные огня движения.

Терпсихора, восхищенная танцем Аполлона, протягивает к нему руки; Аполлон отвечает таким же движением, и они танцуют прекрасный заключительный танец, прославляющий красоту и великую силу искусства. Каллиопа и Полигимния присоединяются к ним, образуя торжественное завершение сцены.

После нескольких аллегорических танцев, предназначенных для исполнения в традиционном стиле классического балета (па д'аксьон, па-де-де, вариации, кода),— Аполлон в апофеозе ведет муз во главе с Терпсихорой на Парнас, который будет отныне их жилищем».

Олимпийским богам посвящают музы и Аполлон заключительный танец. Апофеоз.





 

АфишаДекабрь - 2018
<< >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
 

НОВОСТИ

Архив новостей

подписка на новости


15.05.2010
Выставка открывается к Международному дню танца и посвящена году Франции в России.
На выставке представлены живописные полотна, выполненные на тему балета. Все работы, написанные с натуры, являются эскизами к жанровым композициям.


10.03.2010
К 50-летию со дня рождения и 32-летию творческой деятельности замечательного классического танцовщика, народного артиста Бурятии Вячеслава Васильева.


27.01.2010
Ко дню рождения легенды бурятского балета


02.06.2009


29.04.2009
5 июня 2009 года центр танца "ГРАНДБАЛЕТ" проводит благотворительный концерт "Еще на бис!", который направлен на привлечение внимания общественности к сложному положению ветеранов Большого театра. Эти артисты, которые в свое время прославили Большой театр


30.03.2009
На сцене Государственного Кремлевского Дворца состоялась премьера балета «Снегурочка», представленная труппой театра «Кремлевский балет».


11.03.2009


11.03.2009
25 и 26 марта 2009 года в Государственном Кремлевском Дворце состоится премьера спектакля «Снегурочка»




13/10/2008


10.10.2008
8 октября спектаклем «Пиковая дама» под управлением Валерия Гергиева
завершились гастроли Мариинского театра в Берлине, приуроченные к
225-летию театра


02.09.2008
Со 2 по 19 октября в США (Чикаго, Коста Меса, Беркли) пройдут гастроли балета Мариинского театра, приуроченные к 225-летию театра, которое отмечается в 2008 году.